Серик Курмангалиев, первый заместитель Генерального директора ТОО «Национальный центр аккредитации» Комитета технического регулирования и метрологии МИР РК
9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.
Коррупция или взяточничество порождает существенные риски для ведения бизнеса во многих странах и отраслях промышленности. Будь то незначительная взятка полицейскому с тем, чтобы не платить штраф за превышение скорости, или коммерческий подкуп с целью получения крупного контракта - системная коррупция негативно влияет на экономику и отталкивает инвесторов. Коррупция неразрывно связана с бедностью и социальным неравенством, кроме того, ее трудно искоренить.
Коррупция является скрытой проблемой - о ней не говорят открыто, тем не менее, коррупция распространена во многих странах мира. В ряде стран обычной практикой является подкуп должностных лиц. Хотя есть случаи добровольной дачи взяток, во многих случаях на бизнес, желающий получить контракт или разрешение, оказывается давление государственными служащими. Во многих странах «правила игры» не соответствуют требованиям этичного ведения бизнеса.
Общепринят взгляд на взятку, как аморальный поступок, однако, по подсчетам Всемирного банка (World Bank) более 1 трлн долларов США (или 3% мирового ВВП) приходится на взятки. Зачастую на коррупцию смотрят как на неустранимую составляющую ведения бизнеса или как на вариант обхода бюрократических преград. Более того, очевидно, что взяточничество может давать конкурентные преимущества. Исследования, проведенные Гарвардской школой бизнеса (Harvard Business School) показывают, что компании, внедрившие антикоррупционное законодательство, растут быстрее, чем те, кто этого не сделал, особенно в странах, где коррупция является нормой. Размер взятки не имеет существенного значения. Согласно гарвардскому исследованию 35% взяток имеют размер менее 100000 долларов США, но они оказывают почти такой же эффект на конкуренцию, как и 16% взяток размером более 500 000 долларов США.
Согласно последнему годовому докладу компании «Транспэренси интернэшнл» (Transparency International; TI), несмотря на растущее количество судебных разбирательств с участием компаний и физических лиц, подкуп должностных лиц по-прежнему остается распространенной практикой во многих странах. Индекс восприятия коррупции 2013 показывает, что ряд государств Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока по-прежнему не делают ничего, чтобы защитить свое население от злоупотреблений государственными средствами, взяточничества и непрозрачного принятия решений. В десятку стран с наиболее высокими показателями коррупции входят Сомали, Северная Корея и Афганистан.
Сокрытие негативных явлений не является решением проблемы и не обеспечивает общественное доверие, если наносится экономический ущерб. По данным TI 27% из 3000 опрошенных бизнесменов сообщили, что потеряли бизнес из-за взяток со стороны конкурентов. Дополнительный ущерб для стран, организаций и физических лиц включает: -снижение темпов экономического роста; -отток инвестиций;
-отчуждение и ограничение глобальных рынков; -подрыв экономической помощи; -взваливание экономического бремени на бедных; -снижение стандартов жизни населения.
По словам председателя проектного комитета ISO/PC 278, разрабатывающего системы управления антикоррупционными мероприятиями, Нила Стенсбери (Neill Stansbury) одного хорошего законодательства и судебных преследований не достаточно, антикоррупционные меры все чаще рассматривают как важнейший аспект управления. «Эффективное управление в органах власти, компаниях и проектах может существенно снизить коррупцию. Тут должен применяться такой же подход, как и в управлении качеством и безопасностью».
Стенсбери отмечает, что многие компании демонстрируют интерес к новому тренду. «Ряд международных компаний отреагировал на изменения в законодательстве и нормах ведения бизнеса и внедрили в своих организациях системы управления антикоррупционными мероприятиями, во-первых, потому что это соответствует верным представлениям о морали, а во-вторых, чтобы защитить свою организацию и сотрудников от нарушений антикоррупционного законодательства». Недостаточно внедрить средства управления только внутри организации. Этичный бизнес должен гарантировать то, что партнеры и поставщики также внедрили антикоррупционные мероприятия.
При решении вышеописанных задач может помочь стандарт на системы управления антикоррупционными мероприятиями. Это новая тема, которая в настоящий момент обретает практические формы в ИСО. Стандарт ISO 37001 принят 15 октября текущего года, учитывая международную общепринятую антикоррупционную практику. Стандарт предназначен для организаций любых типов, размеров, видов деятельности государственного, частного и некоммерческого сектора.Стандарт поможет внедрить рациональные и адекватные антикоррупционные мероприятия. Такие мероприятия включают ведущую роль руководства, обучение, оценку рисков, меры по обеспечению должной осмотрительности, финансовые и коммерческие средства управления, отчетность, аудиты и внутренние расследования. Стандарт ISO 37001 разработан в формате, аналогичном формату других стандартов на системы менеджмента (управления), таких как ISO 9001 и ISO 14001. Стандарт уже получил признание многих компаний и будет применяться аналогично другим успешным системам управления.
Современные принципы борьбы с коррупцией получат солидную поддержку благодаря первому настоящему стандарту с рекомендациями по созданию системы управления антикоррупционными мероприятиями. С появлением стандарта ISO 37001, который объединил в себе лучший международный антикоррупционный опыт, компании смогут применять одинаковые мероприятия по предупреждению и обнаружению взяточничества, независимо от страны, в которой они работают.
Международный стандарт устанавливает требования и дает рекомендации по разработке, внедрению, поддержке, анализу и улучшению системы менеджмента противодействия коррупции. Эта система может применяться отдельно или может быть интегрирована в общую систему менеджмента. Данный стандарт относится к следующим явлениям, связанным с деятельностью организации:
a) взятки в государственных, частных и некоммерческих сегментах;
b) взятки, вымогаемые организациями;
c) взятки, вымогаемые сотрудниками организации, действующими от имени организации или в ее пользу;
d) взятки, вымогаемые деловыми партнерами организации, действующими от имени организации или в ее пользу;
e) подкуп организаций;
f) подкуп сотрудников организации, связанный с деятельностью организации;
g) подкуп деловых партнеров организации, связанный с деятельностью организации;
h) подкуп напрямую или через кого-то (например, взятка, предлагаемая или принимаемая через третье лицо или третьим лицом).
Стандарт ISO 37001 применим только к коррупции. Он устанавливает требования и дает рекомендации для системы менеджмента, разработанной в помощь организации для предупреждения, выявления и принятия мер по взяткам и обеспечению соответствия антикоррупционному законодательству и добровольным обязательствам, действующим в отношении деятельности организации. В Международном Стандарте термин «взятка» используется для обозначения предложения, обещания, предоставления, принятия или выпрашивания неправомерного преимущества в любой форме (как финансовой, так и нефинансовой), напрямую или через посредников, независимо от местонахождения, в нарушение действующего законодательства в качестве побудительного стимула или вознаграждения для лица, действующего или воздерживающего от действий в рамках той деятельности, за которую он несет ответственность. Кроме того, это общепринятое трактование термина «взятка» будет в дальнейшем принято в антикоррупционных законодательных актах, применимых к организации, и системе менеджмента противодействия коррупции, разработанной в помощь организации. Международный Стандарт не применим к мошенничеству, картельным сговорам и другим нарушениям антимонопольного законодательства и честной конкуренции, отмыванию денег или иной деятельности, связанной с коррупционными действиями (хотя организация может расширить область действия рассматриваемой системы менеджмента, включив туда перечисленные случаи).
Требования Международного Стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями (или частью организации) независимо от их типа, размера и характера деятельности, и от того, является ли она государственной, частной или некоммерческой организацией. Если какое-либо требование Международного Стандарта в целом или его часть входят в противоречие с или запрещены действующим законодательством, в этом случае организация не обязана выполнять соответствующую часть требования или его целиком.
Организация должна разработать, документировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно пересматривать систему менеджмента противодействия коррупции, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего Международного Стандарта. Система менеджмента противодействия коррупции должна содержать средства, разработанные для выявления и оценки риска, а также предотвращения и обнаружения коррупции и принятия мер в ее отношении. Невозможно полностью исключить риск коррупции и никакая система менеджмента противодействия коррупции не даст возможности предотвращать и выявлять все случаи коррупции. Система менеджмента противодействия коррупции должна быть обоснованной и соразмерной с учетом факторов.
Организация должна осуществлять оценку коррупционных рисков, которая должна:
a) выявить коррупционные риски, которые организация могла бы обоснованно ожидать с учетом факторов
b) дать оценку и расставить по приоритетам выявленные коррупционные риски;
с) определить пригодность и результативность существующих в организации средств управления для снижения оцениваемых коррупционных рисков.
Гарантирует ли соблюдение этих рекомендаций искоренение коррупции? Абсолютную гарантию дать невозможно. Точно так же, как система управления безопасностью не обеспечивает 100-процентной гарантии отсутствия инцидентов. Однако, по мнению Стенсбери, соблюдение требований стандарта позволит организациям, придерживающимся принципов этики в своей работе, продемонстрировать, что внедрены соответствующие мероприятия, направленные на противодействие коррупционных действий со стороны организации, ее посредников или в отношении организации. Только время сможет дать оценку стандарту ИСО 37001 и показать, будет ли он признан и популярен среди компаний. Однако работа по подготовке стандарта говорит нам о том, что восприятие взяточничества как нормы ведения бизнеса больше не является допустимой.
Высшее руководство должно установить, пересматривать и поддерживать политику противодействия коррупции, которая:
a) запрещает взяточничество;
b) требует выполнения антикоррупционного законодательства, применимого к организации;
c) соответствует целям организации;
d) обеспечивает основу для постановки, пересмотра и достижения целей в области противодействия коррупции;
e) включает обязательство выполнения требований системы менеджмента противодействия коррупции;
f) поощряет конфиденциальное информирование о своих сомнениях без страха ответных репрессий;
g) включает обязательство постоянного улучшения системы менеджмента противодействия коррупции;
h) обосновывает полномочия и независимость службы обеспечения соблюдения антикоррупционных норм; и
i) поясняет последствия невыполнения политики противодействия коррупции.
Политика противодействия коррупции должна:
a) быть оформлена как документированная информация;
b) быть доведена на соответствующем языке до сотрудников организации и деловых партнеров, с которыми связаны выше, чем низкие уровни коррупции;
c) быть доступна, по мере возможности, соответствующим заинтересованным сторонам.
Аспекты, которые организация может найти полезными для оценки делового партнера, включают следующее:
a) является ли деловой партнер юридическим лицом, зарегистрированным в законном порядке, как это указано в регистрационных документах, годовой отчетности, ИНН, листинге на фондовой бирже;
b) имеет ли деловой партнер квалификацию, опыт и ресурсы, необходимые для ведения работ, по которым заключается контракт;
c) имеет ли деловой партнер и в каком объеме систему менеджмента противодействия коррупции;
d) имеет ли деловой партнер репутацию взяточника, мошенника, нечестного или замеченного в подобных неправомерных действиях или подвергался расследованию, признавался виновным, подвергался наказанию или исключался из участников тендеров из-за коррупции или подобных преступных действий;
e) личности акционеров (включая конечного собственника(ов)) и высшее руководство делового партнера и:
1) имеют ли они репутацию взяточников, мошенников, нечестных или замеченных в подобных неправомерных действиях;
2) подвергались ли они расследованию, признавались виновными, подвергались наказанию или исключались из участников тендеров из-за коррупции или подобных преступных действий;
3) имеются какие-либо прямые или косвенные связи с потребителем или клиентом организации или с публичным должностным лицом, которые могли бы создавать угрозу взяточничества (это может включать лиц, которые не являются сами по себе публичными должностными лицами, но могущими быть связанными прямо или косвенно с публичными должностными лицами, кандидатов на такие должности и т.д.);
f) схема сделки и порядок расчетов